Чистое слово рождается в молчании и соединяет Человека с вечностью.
Медитативная практика «Улыбка Сфинкса» выполняется в конце ежевечерней паузы безмолвия. Вначале делаются процедуры «Свеча», комплексное расслабление, затем – медитативное дыхание. После этого вы переходите к паузе безмолвия: глаза широко открыты, подобно двум окнам, одновременно принимающим и выпускающим свет.
Никакой драматической новизны в том, что Человек служит источником света, нет. Человек является светильником. Теперь просто снимите с него колпак, позвольте этому свету пролиться в окна. Естественно, что в первую очередь свет льется в предназначенные для этого отверстия. Отверстия, предназначенные для его излияния, – это ваши глаза. Вы впускаете два потока света снаружи и встречаете их своим внутренним светом.
Глаза широко открыты. Недаром это состояние называют «состоянием Будды Ченрезига» – «Будды, видящего уголками глаз». Но вы не пытаетесь раздвигать уголки глаз в стороны. А уголки губ вы останавливаете в самом начале их подрагивания: когда улыбка только-только начинает появляться, но она еще не возникла. Если сравнить состояние восхода солнца и состояние перед восходом, то это будет состояние перед восходом, – когда горизонт окрасился и заалел. И в этот момент вы его сдержали, вы не дали ему пролиться дальше, вы оставили его литься сдержанной и плавной струей. В этом контроле над состоянием – вся изюминка практики.
Смех, слезы, бурные эмоции, слова или музыка, которые вы слышите, или движения, которые вдруг внезапно стали выполнять ваши руки, – все это может возникнуть в этот момент. Дайте этому возможность проявиться и стихнуть естественным образом. И после – вернитесь к практике. Пусть какая-то часть вашего ума, которая осталась контролирующей, не потеряла бдительность, плавно, не зажимая, уведет эти проявления в сторону, как будто вы задуваете огонек свечи еле слышным дыханием.
А потом останьтесь в самой улыбке: глаза широко открыты, и лишь одними уголками губ вы улыбаетесь… Это та улыбка, которая уподобляет нас Сфинксу. Какие бы знания и какую бы информацию вы ни получили раньше, в этой улыбке будет состояние намного более щедрое и намного более всеведущее. Все должно происходить так, как происходит: само по себе.
Эта улыбка не похожа на наши обычные эмоции. Она – из другого мира, она несет совершенно другое состояние. Но, вместе с этим, она настолько щедра, что не чужда абсолютно ничему. В ней есть абсолютное приятие. Мы просто наблюдаем окружающее пространство через эту зародившуюся и тут же замершую вечность. Она зародилась и замерла, – но без ощущения каменности. Глаза открыты широко, без напряжения, подобные двум распахнутым окнам. Это состояние в египетской традиции называется «Хетеп», а в тибетской – «Взгляд». И именно в состоянии «Взгляда», согласно тибетскому учению, проявляется ригпа – первоначальное сияние ума. Пребывайте в состоянии улыбки и взгляда до 20 минут или пока не ощутите, что пришло время закончить практику.
Выходя из этой практики, старайтесь удерживать состояние улыбки и взгляда как можно дольше. То есть, заканчивая практику, не прекращайте практиковать.
обновлено 06.2008