Блаженны те, которые в пути, ибо они приблизились к вратам в Царствие Небесное.
Единое
Учение есть единство сокровенного
смысла всех
Учений,
ведущих Человека к осознанной и чистой жизни.
Целью
Единого Учения является Воссоединение
человечества
в Истине, братской любви и законе земного бытия.
Как сотворены Высшим Разумом три сферы Вселенной – духовная (ментальная), душевная (астральная) и физическая; так и в человеческом обществе существуют три круга людей.
Первый круг – люди, осознавшие свою принадлежность к духовному миру и созидающие свою жизнь в служении его законам. Таких людей все еще единицы на десятки тысяч.
Второй круг – люди так называемого Мира Души, не свободные от личностных иллюзий и заблуждений, но, тем не менее, творчески стремящиеся к нравственному самосовершенствованию и значительно более открытые для духовного знания, чем люди третьего круга.
Третий, самый широкий круг, люди, мыслящие материально и материалистически, служащие своим телам и высшей ценностью признающие блага и удовольствия физического мира. В этом круге царит пагубное невежество, от которого не спасают дипломы высших учебных заведений. Здесь в полной мере действует Сансара – порочный круг страстей, страданий и перерождений.
Об этом слова православного святого – Феофана Затворника: «Когда сознание и свобода на стороне духа, человек духовен; когда на стороне души, он душевен; когда на стороне плоти, он плотян».
Три названных круга людей не отделены друг от друга какими-либо жесткими границами и способны к взаимопроникновению. То есть не только «Человек души», но и «Человек плоти», восходя по пути мудрости, способен стать Человеком духа. Случается, что происходит и обратный – нисходящий процесс, однако он означает лишь духовную смерть личности.
Подлинное Духовное Учение призвано проникнуть на разных уровнях во все три круга человеческого общества и изменить его сознание в целом: дать единые законы духовного, душевного и земного бытия и соответственно – одухотворить и усовершенствовать жизнь человечества.
Поэтому мы выделяем всего три нравственно-психологических процесса, которые измеряют качество и объем проделанной Человеком духовной работы:
- очищение,
- трансформация,
- расширение.
Очищение личности и общества в целом невозможно без повсеместного изучения законов души и Вселенной в их взаимосвязи.
Трансформация предвидит интеграцию изученных законов в жизнь и постоянное следование принципу Единства. Следовать Единству – значит осознать иллюзорность и бессмысленность противоречий и противопоставлений. Принять Единство – значит служить воссоединению всех трех кругов общества в один Великий Человеческий круг.
Расширение сознания – энергетический процесс, тесно связанный с пробуждением Истинного «Я» Человека.
Воссоединение, являющееся целью всех мистических Учений, осуществляется посредством расширения личности из ее сокровенного центра.
Распространение Единого Учения также можно представить наглядно в виде трех кругов, расходящихся от центральной точки.
В центре – сам эйдос Единого Учения, само Учение, передаваемое Духом через Учителя.
Вокруг центральной точки концентрируется ближайший – духовный – круг учеников, людей, постигающих глубинную суть Учения, задача которых стать его носителями, наставниками стремящихся. Духовный круг расширяется проникновением в него людей из второго круга, который в свою очередь расширяется в результате изменения сознания круга материального.
Единое Учение расширяется в мир из центра через духовный круг, последовательно охватывая круг стремящихся, а затем и материальный круг общества.
Знание, распространяемое Единым Учением, различается уровнями своей глубины, сообразно уровням подготовленности сознания людей.
В материальный круг Учение приходит в облегченной для восприятия экзотерической – широкодоступной форме. В круге стремящихся знание углубляется.
Духовный круг – это эзотерический круг познания, который следует понимать не как тайный, сокрытый и замкнутый от непосвященных, но – как глубинный, требующий от человека жертвенного служения и самоотождествленности с Учением.
Принцип самоотождествленности можно выразить следующей мистической формулой: «Я есть это, но это – больше, чем я».
* * *
Все знание человечества можно символически представить в виде двух концентрических кругов, описанных вокруг точки. Внешний называется экзотерическим и включает в себя науку, религию и философию; внутренний называется эзотерическим и содержит глубокие и неискаженные знания о Вселенной, недоступные для неподготовленного Человека. На грани соприкосновения эзотерики с экзотерикой располагается искусство, облекающее мистическое содержание в экзотерическую форму.
Точка в центре – сама Истина во всей ее полноте и все, что мы можем познать об Истине.
Тот, кто переступил за пределы второго круга, есть эзотерический ученик, потому что он отождествил себя с процессом истинного познания. Тот, кто, пройдя многие испытания, подступил к Точке, есть мудрец. И наконец, тот, кто слился с самой Истиной, есть Мессия и Великий Сын Божий.
Ни одна сфера знания не может существовать отдельно от остальных и не быть связана с ее первоначальным источником. Наука, религия, философия, и искусство в том виде, в котором мы их знаем сегодня, одинаково отделились от общего лона. Если сейчас искусство является ненаучным, философия – зачастую антирелигиозной, а религия – и антинаучной, и антифилософской, то это не значит, что так было всегда; ведь есть еще одно значение слова «эзотерический» - это «единый».
Эзотерическое учение лежит в основе всякого знания. Именно поэтому Наука мудрости не несет в себе никаких религиозных, научных, философских противоречий и одинаково близка последователям различных религиозных традиций, научных направлений, философских течений.
То, к чему только-только подходят лучшие умы современности, уже было известно древним мудрецам. Непреложной исторической аксиомой является то, что самые первые научные, теологические и философские знания, а также и первые знания из области искусства даны именно древними мистиками, адептами различных эзотерических школ. Великие Приверженцы Науки Мудрости – Учителя Египта, Индии, Иудеи, Греции – контролировали весь процесс нравственного взросления человечества, являясь одновременно магами, жрецами, врачевателями духа и тела, архитекторами и политическими деятелями.